Проверка статистической значимости регрессии по функции FРАСПОБР
Пример 2.
Произвести проверку статистической значимости уравнения множественной регрессии с помощью F-критерия Фишера, сделать выводы.
Для проверки значимости уравнения в целом выдвинем гипотезу Н 0 о статистической незначимости коэффициента детерминации и противоположную ей гипотезу Н 1 о статистической значимости коэффициента детерминации:
Н 1: R 2 ≠ 0.
Проверим гипотезы с помощью F-критерия Фишера. Показатели приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Исходные данные
Для этого используем в пакете Excel функцию:
FРАСПОБР (α;p;n-p-1)
- α – вероятность, связанная с данным распределением;
- p и n – числитель и знаменатель степеней свободы, соответственно.
Зная, что α = 0,05, p = 2 и n = 53, получаем следующее значение для F крит (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Пример расчетов.
Таким образом можно сказать, что F расч > F крит. В итоге принимается гипотеза Н 1 о статистической значимости коэффициента детерминации.
Регрессионный анализ в Microsoft Excel
Регрессионный анализ является одним из самых востребованных методов статистического исследования. С его помощью можно установить степень влияния независимых величин на зависимую переменную. В функционале Microsoft Excel имеются инструменты, предназначенные для проведения подобного вида анализа. Давайте разберем, что они собой представляют и как ими пользоваться.
Подключение пакета анализа
Но, для того, чтобы использовать функцию, позволяющую провести регрессионный анализ, прежде всего, нужно активировать Пакет анализа. Только тогда необходимые для этой процедуры инструменты появятся на ленте Эксель.
- Перемещаемся во вкладку «Файл».
Теперь, когда мы перейдем во вкладку «Данные», на ленте в блоке инструментов «Анализ» мы увидим новую кнопку – «Анализ данных».
Виды регрессионного анализа
Существует несколько видов регрессий:
- параболическая;
- степенная;
- логарифмическая;
- экспоненциальная;
- показательная;
- гиперболическая;
- линейная регрессия.
О выполнении последнего вида регрессионного анализа в Экселе мы подробнее поговорим далее.
Линейная регрессия в программе Excel
Внизу, в качестве примера, представлена таблица, в которой указана среднесуточная температура воздуха на улице, и количество покупателей магазина за соответствующий рабочий день. Давайте выясним при помощи регрессионного анализа, как именно погодные условия в виде температуры воздуха могут повлиять на посещаемость торгового заведения.
Общее уравнение регрессии линейного вида выглядит следующим образом: У = а0 + а1х1 +…+акхк . В этой формуле Y означает переменную, влияние факторов на которую мы пытаемся изучить. В нашем случае, это количество покупателей. Значение x – это различные факторы, влияющие на переменную. Параметры a являются коэффициентами регрессии. То есть, именно они определяют значимость того или иного фактора. Индекс k обозначает общее количество этих самых факторов.
- Кликаем по кнопке «Анализ данных». Она размещена во вкладке «Главная» в блоке инструментов «Анализ».
В поле «Входной интервал Y» указываем адрес диапазона ячеек, где расположены переменные данные, влияние факторов на которые мы пытаемся установить. В нашем случае это будут ячейки столбца «Количество покупателей». Адрес можно вписать вручную с клавиатуры, а можно, просто выделить требуемый столбец. Последний вариант намного проще и удобнее.
В поле «Входной интервал X» вводим адрес диапазона ячеек, где находятся данные того фактора, влияние которого на переменную мы хотим установить. Как говорилось выше, нам нужно установить влияние температуры на количество покупателей магазина, а поэтому вводим адрес ячеек в столбце «Температура». Это можно сделать теми же способами, что и в поле «Количество покупателей».
С помощью других настроек можно установить метки, уровень надёжности, константу-ноль, отобразить график нормальной вероятности, и выполнить другие действия. Но, в большинстве случаев, эти настройки изменять не нужно
Единственное на что следует обратить внимание, так это на параметры вывода. По умолчанию вывод результатов анализа осуществляется на другом листе, но переставив переключатель, вы можете установить вывод в указанном диапазоне на том же листе, где расположена таблица с исходными данными, или в отдельной книге, то есть в новом файле
Разбор результатов анализа
Результаты регрессионного анализа выводятся в виде таблицы в том месте, которое указано в настройках.
Одним из основных показателей является R-квадрат. В нем указывается качество модели. В нашем случае данный коэффициент равен 0,705 или около 70,5%. Это приемлемый уровень качества. Зависимость менее 0,5 является плохой.
Ещё один важный показатель расположен в ячейке на пересечении строки «Y-пересечение» и столбца «Коэффициенты». Тут указывается какое значение будет у Y, а в нашем случае, это количество покупателей, при всех остальных факторах равных нулю. В этой таблице данное значение равно 58,04.
Значение на пересечении граф «Переменная X1» и «Коэффициенты» показывает уровень зависимости Y от X. В нашем случае — это уровень зависимости количества клиентов магазина от температуры. Коэффициент 1,31 считается довольно высоким показателем влияния.
Как видим, с помощью программы Microsoft Excel довольно просто составить таблицу регрессионного анализа. Но, работать с полученными на выходе данными, и понимать их суть, сможет только подготовленный человек.
Мы рады, что смогли помочь Вам в решении проблемы.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12345 инструкций. Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Опишите, что у вас не получилось. Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Функция FРАСПОБР для оценки значимости параметров модели регрессии
Критическое значения F может быть определено в случае, если в качестве первого аргумента рассматриваемой функции будет введено значение уровня значимости.
Для расчета F используется следующая формула:
Функция оперирует двумя дополнительными критериями:
- Числитель степеней свободы: n1 = k.
- Знаменатель степеней свободы: n2 = (n – k – 1).
Через переменную k обозначают число факторов, которые были включены в исследуемую модель регрессии.
В Excel предусмотрена функция для расчета вероятности для распределения Фишера – FРАСП. Между данной и рассматриваемой функциями существует следующая взаимосвязь: =FРАСПОБР(FРАСП(x;n1;n2);n1;n2)=x.
В MS Office 2007 и более поздних версиях была введена функция F.ОБР.ПХ, которая заменила рассматриваемую функцию. FПАСПОБР была оставлена для обеспечения совместимости с документами, созданными в более старых версиях Excel.
Задача с использованием уравнения линейной регрессии
номер месяца |
название месяца |
цена товара N |
|
1750 рублей за тонну |
|||
1755 рублей за тонну |
|||
1767 рублей за тонну |
|||
1760 рублей за тонну |
|||
1770 рублей за тонну |
|||
1790 рублей за тонну |
|||
1810 рублей за тонну |
|||
1840 рублей за тонну |
|||
Для решения этой задачи в табличном процессоре «Эксель» требуется задействовать уже известный по представленному выше примеру инструмент «Анализ данных». Далее выбирают раздел «Регрессия» и задают параметры. Нужно помнить, что в поле «Входной интервал Y» должен вводиться диапазон значений для зависимой переменной (в данном случае цены на товар в конкретные месяцы года), а в «Входной интервал X» — для независимой (номер месяца). Подтверждаем действия нажатием «Ok». На новом листе (если так было указано) получаем данные для регрессии.
Строим по ним линейное уравнение вида y=ax+b, где в качестве параметров a и b выступают коэффициенты строки с наименованием номера месяца и коэффициенты и строки «Y-пересечение» из листа с результатами регрессионного анализа. Таким образом, линейное уравнение регрессии (УР) для задачи 3 записывается в виде:
Цена на товар N = 11,714* номер месяца + 1727,54.
или в алгебраических обозначениях
y = 11,714 x + 1727,54
Анализ результатов
Чтобы решить, адекватно ли полученное уравнения линейной регрессии, используются коэффициенты множественной корреляции (КМК) и детерминации, а также критерий Фишера и критерий Стьюдента. В таблице «Эксель» с результатами регрессии они выступают под названиями множественный R, R-квадрат, F-статистика и t-статистика соответственно.
КМК R дает возможность оценить тесноту вероятностной связи между независимой и зависимой переменными. Ее высокое значение свидетельствует о достаточно сильной связи между переменными «Номер месяца» и «Цена товара N в рублях за 1 тонну». Однако, характер этой связи остается неизвестным.
Квадрат коэффициента детерминации R 2 (RI) представляет собой числовую характеристику доли общего разброса и показывает, разброс какой части экспериментальных данных, т.е. значений зависимой переменной соответствует уравнению линейной регрессии. В рассматриваемой задаче эта величина равна 84,8%, т. е. статистические данные с высокой степенью точности описываются полученным УР.
F-статистика, называемая также критерием Фишера, используется для оценки значимости линейной зависимости, опровергая или подтверждая гипотезу о ее существовании.
(критерий Стьюдента) помогает оценивать значимость коэффициента при неизвестной либо свободного члена линейной зависимости. Если значение t-критерия > t кр, то гипотеза о незначимости свободного члена линейного уравнения отвергается.
В рассматриваемой задаче для свободного члена посредством инструментов «Эксель» было получено, что t=169,20903, а p=2,89Е-12, т. е. имеем нулевую вероятность того, что будет отвергнута верная гипотеза о незначимости свободного члена. Для коэффициента при неизвестной t=5,79405, а p=0,001158. Иными словами вероятность того, что будет отвергнута верная гипотеза о незначимости коэффициента при неизвестной, равна 0,12%.
Таким образом, можно утверждать, что полученное уравнение линейной регрессии адекватно.
Корреляционный анализ в Excel
Корреляционный анализ помогает установить, есть ли между показателями в одной или двух выборках связь. Например, между временем работы станка и стоимостью ремонта, ценой техники и продолжительностью эксплуатации, ростом и весом детей и т.д.
Если связь имеется, то влечет ли увеличение одного параметра повышение (положительная корреляция) либо уменьшение (отрицательная) другого. Корреляционный анализ помогает аналитику определиться, можно ли по величине одного показателя предсказать возможное значение другого.
Коэффициент корреляции обозначается r. Варьируется в пределах от +1 до -1. Классификация корреляционных связей для разных сфер будет отличаться. При значении коэффициента 0 линейной зависимости между выборками не существует.
Рассмотрим, как с помощью средств Excel найти коэффициент корреляции.
Для нахождения парных коэффициентов применяется функция КОРРЕЛ.
Задача: Определить, есть ли взаимосвязь между временем работы токарного станка и стоимостью его обслуживания.
Ставим курсор в любую ячейку и нажимаем кнопку fx.
- В категории «Статистические» выбираем функцию КОРРЕЛ.
- Аргумент «Массив 1» — первый диапазон значений – время работы станка: А2:А14.
- Аргумент «Массив 2» — второй диапазон значений – стоимость ремонта: В2:В14. Жмем ОК.
Чтобы определить тип связи, нужно посмотреть абсолютное число коэффициента (для каждой сферы деятельности есть своя шкала).
Для корреляционного анализа нескольких параметров (более 2) удобнее применять «Анализ данных» (надстройка «Пакет анализа»). В списке нужно выбрать корреляцию и обозначить массив. Все.
Полученные коэффициенты отобразятся в корреляционной матрице. Наподобие такой:
Особенности использования функции FРАСПОБР в Excel
Функция имеет следующую синтаксическую запись:
- вероятность – обязательный, принимает числовое значение, характеризующее вероятность, которая связана с распределением Фишера;
- степени_свободы1 – обязательный, принимает числовое значение, соответствующее числителю степеней свободы (равно числу факторов исследуемой регрессии);
- степени_свободы2 – обязательный, принимает числовое значение, соответствующее знаменателю степеней свободы.
- Рассматриваемая функция принимает в качестве любого из аргументов только числовые значения и данные, которые могут быть преобразованы к числам. Если любой из аргументов принимает данные недопустимого типа, будет сгенерирован код ошибки #ЗНАЧ!
- Первый аргумент должен быть задан числом из диапазона от 0 до 1. В противном случае функция FПАСПОБР вернет код ошибки #ЧИСЛО!
- Второй и третий аргумент функции должны быть заданы числами из диапазона от 1 до 10^10. При вводе значений, находящихся вне допустимого диапазона, будет сгенерирован код ошибки #ЧИСЛО!
- Рассматриваемая функция использует итеративный подход к вычислениям (последовательный подбор приближенного значения в циклах). Если спустя 100 итераций решение не было найдено, результатом выполнения функции FПАСПОБР будет код ошибки #Н/Д.
Пример регрессионного анализа №2
Второй случай, в котором можно проводить регрессионный анализ – это необходимость найти максимальную модель распределения расходов на разные виды рекламы для того, чтобы получить самую большую прибыль. И такую маркетинговую задачу вполне может решить обычный Excel, кто бы мог подумать?
Предположим, максимальный бюджет на рекламу, который может быть потрачен организацией – 170000 рублей. Это ограничение невозможно предусмотреть стандартным средством, описанным выше. Здесь нужно использовать совсем другую надстройку, которая называется «Поиск решения». Есть ее возможность найти в том же разделе, что и описываемую нами. И аналогично пакету анализа, нам необходимо включить эту надстройку в том же самом меню.
Что же собой являет инструмент «Поиск решения»? Это надстройка, позволяющая найти оптимальный способ решения определенной задачи. Она имеет два основных параметра: целевая функция и ограничения. Таким образом, пользователь может находить оптимальную сумму затрат для рекламу в определенных условиях. Это одно из главных преимуществ данного инструмента.
Точно также, как в случае с пакетом анализа, инструмент поиска решения требует наличия математической модели. В качестве неё и выступает целевая функция. В нашем случае она следующая: Y= 2102438,6 + 6,4004 X1 — 54,068 X2 > max. В качестве используемых ограничений используется следующее выражение: X1 + X2 <= 170000, X1>= 0, X2 >=0.
После применения инструмента «Поиск решения» оказывается, что при заданных параметрах и ограничениях оптимально тратить деньги на рекламу по телевидению, поскольку это способно обеспечить максимальную прибыль. Как же пользоваться этим инструментом на практике? Для этого нужно выполнить следующие простые действия.
- Для начала нажать «Параметры Excel», после чего отправиться в категорию «Надстройки».
- После этого в поле «Управление» найти «Надстройки Excel» и кликнуть по «Перейти».
- После этого в списке надстроек активировать «Поиск решения».
После нажатия клавиши ОК надстройка успешно активирована. Далее достаточно просто нажимать на соответствующую кнопку на вкладке «Данные» в той же группе, что и пакет анализа и задать подходящие параметры. После этого программа все сделает самостоятельно. Таким образом, использование регрессии в Excel – очень простая штука. Значительно легче, чем может показаться на первый взгляд, поскольку большую часть действий выполняет программа. Достаточно просто вбить правильные настройки, и дальше можно расслабиться. И да, нужно еще интерпретировать результаты правильно. Но это не проблема. Успехов.
Критерий Фишера
Критерий Фишера (F-критерий, φ*-критерий, критерий наименьшей
значимой разности) — является параметричесикм критерием и используется
для сравнения дисперсий двух вариационных рядов.
Рассмотрим две выборки объемом m
и n соответственно случайных
величин X и Y,
имеющих нормальное распределение. Необходимо проверить равенство их дисперсий.
Статистика теста:
Где — выборочная дисперсия.
Если статистика больше критического, то дисперсии не одинаковы. В противном
случае дисперсии выборок одинаковы.
Таблицы критических значений F-критерия для уровня значимости 0.05:
f2\f1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 15 |
1 | 161.45 | 199.50 | 215.71 | 224.58 | 230.16 | 233.99 | 236.77 | 238.88 | 240.54 | 241.88 | 245.95 |
2 | 18.51 | 19.00 | 19.16 | 19.25 | 19.30 | 19.33 | 19.35 | 19.37 | 19.38 | 19.40 | 19.43 |
3 | 10.13 | 9.55 | 9.28 | 9.12 | 9.01 | 8.94 | 8.89 | 8.85 | 8.81 | 8.79 | 8.70 |
4 | 7.71 | 6.94 | 6.59 | 6.39 | 6.26 | 6.16 | 6.09 | 6.04 | 6.00 | 5.96 | 5.86 |
5 | 6.61 | 5.79 | 5.41 | 5.19 | 5.05 | 4.95 | 4.88 | 4.82 | 4.77 | 4.74 | 4.62 |
6 | 5.99 | 5.14 | 4.76 | 4.53 | 4.39 | 4.28 | 4.21 | 4.15 | 4.10 | 4.06 | 3.94 |
7 | 5.59 | 4.74 | 4.35 | 4.12 | 3.97 | 3.87 | 3.79 | 3.73 | 3.68 | 3.64 | 3.51 |
8 | 5.32 | 4.46 | 4.07 | 3.84 | 3.69 | 3.58 | 3.50 | 3.44 | 3.39 | 3.35 | 3.22 |
9 | 5.12 | 4.26 | 3.86 | 3.63 | 3.48 | 3.37 | 3.29 | 3.23 | 3.18 | 3.14 | 3.01 |
10 | 4.96 | 4.10 | 3.71 | 3.48 | 3.33 | 3.22 | 3.14 | 3.07 | 3.02 | 2.98 | 2.85 |
11 | 4.84 | 3.98 | 3.59 | 3.36 | 3.20 | 3.09 | 3.01 | 2.95 | 2.90 | 2.85 | 2.72 |
12 | 4.75 | 3.89 | 3.49 | 3.26 | 3.11 | 3.00 | 2.91 | 2.85 | 2.80 | 2.75 | 2.62 |
13 | 4.67 | 3.81 | 3.41 | 3.18 | 3.03 | 2.92 | 2.83 | 2.77 | 2.71 | 2.67 | 2.53 |
14 | 4.60 | 3.74 | 3.34 | 3.11 | 2.96 | 2.85 | 2.76 | 2.70 | 2.65 | 2.60 | 2.46 |
15 | 4.54 | 3.68 | 3.29 | 3.06 | 2.90 | 2.79 | 2.71 | 2.64 | 2.59 | 2.54 | 2.40 |
16 | 4.49 | 3.63 | 3.24 | 3.01 | 2.85 | 2.74 | 2.66 | 2.59 | 2.54 | 2.49 | 2.35 |
17 | 4.45 | 3.59 | 3.20 | 2.96 | 2.81 | 2.70 | 2.61 | 2.55 | 2.49 | 2.45 | 2.31 |
18 | 4.41 | 3.55 | 3.16 | 2.93 | 2.77 | 2.66 | 2.58 | 2.51 | 2.46 | 2.41 | 2.27 |
19 | 4.38 | 3.52 | 3.13 | 2.90 | 2.74 | 2.63 | 2.54 | 2.48 | 2.42 | 2.38 | 2.23 |
20 | 4.35 | 3.49 | 3.10 | 2.87 | 2.71 | 2.60 | 2.51 | 2.45 | 2.39 | 2.35 | 2.20 |
См. также:
ISmFisherTest
| Библиотека
методов и моделей
Пример: простая линейная регрессия в Excel
Предположим, нас интересует взаимосвязь между количеством часов, которое студент тратит на подготовку к экзамену, и полученной им экзаменационной оценкой.
Чтобы исследовать эту взаимосвязь, мы можем выполнить простую линейную регрессию, используя часы обучения в качестве независимой переменной и экзаменационный балл в качестве переменной ответа.
Выполните следующие шаги в Excel, чтобы провести простую линейную регрессию.
Шаг 1: Введите данные.
Введите следующие данные о количестве часов обучения и экзаменационном балле, полученном для 20 студентов:
Шаг 2: Визуализируйте данные.
Прежде чем мы выполним простую линейную регрессию, полезно создать диаграмму рассеяния данных, чтобы убедиться, что действительно существует линейная зависимость между отработанными часами и экзаменационным баллом.
Выделите данные в столбцах A и B. В верхней ленте Excel перейдите на вкладку « Вставка ». В группе « Диаграммы » нажмите « Вставить разброс» (X, Y) и выберите первый вариант под названием « Разброс ». Это автоматически создаст следующую диаграмму рассеяния:
Количество часов обучения показано на оси x, а баллы за экзамены показаны на оси y. Мы видим, что между двумя переменными существует линейная зависимость: большее количество часов обучения связано с более высокими баллами на экзаменах.
Чтобы количественно оценить взаимосвязь между этими двумя переменными, мы можем выполнить простую линейную регрессию.
Шаг 3: Выполните простую линейную регрессию.
В верхней ленте Excel перейдите на вкладку « Данные » и нажмите « Анализ данных».Если вы не видите эту опцию, вам необходимо сначала установить бесплатный пакет инструментов анализа .
Как только вы нажмете « Анализ данных», появится новое окно. Выберите «Регрессия» и нажмите «ОК».
Для Input Y Range заполните массив значений для переменной ответа. Для Input X Range заполните массив значений для независимой переменной.
Установите флажок рядом с Метки , чтобы Excel знал, что мы включили имена переменных во входные диапазоны.
В поле Выходной диапазон выберите ячейку, в которой должны отображаться выходные данные регрессии.
Затем нажмите ОК .
Автоматически появится следующий вывод:
Шаг 4: Интерпретируйте вывод.
Вот как интерпретировать наиболее релевантные числа в выводе:
R-квадрат: 0,7273.Это известно как коэффициент детерминации. Это доля дисперсии переменной отклика, которая может быть объяснена объясняющей переменной. В этом примере 72,73 % различий в баллах за экзамены можно объяснить количеством часов обучения.
Стандартная ошибка: 5.2805.Это среднее расстояние, на которое наблюдаемые значения отходят от линии регрессии. В этом примере наблюдаемые значения отклоняются от линии регрессии в среднем на 5,2805 единиц.
Ф: 47,9952.Это общая F-статистика для регрессионной модели, рассчитанная как MS регрессии / остаточная MS.
Значение F: 0,0000.Это p-значение, связанное с общей статистикой F. Он говорит нам, является ли регрессионная модель статистически значимой. Другими словами, он говорит нам, имеет ли независимая переменная статистически значимую связь с переменной отклика. В этом случае p-значение меньше 0,05, что указывает на наличие статистически значимой связи между отработанными часами и полученными экзаменационными баллами.
Коэффициенты: коэффициенты дают нам числа, необходимые для написания оценочного уравнения регрессии. В этом примере оцененное уравнение регрессии:
экзаменационный балл = 67,16 + 5,2503*(часов)
Мы интерпретируем коэффициент для часов как означающий, что за каждый дополнительный час обучения ожидается увеличение экзаменационного балла в среднем на 5,2503.Мы интерпретируем коэффициент для перехвата как означающий, что ожидаемая оценка экзамена для студента, который учится без часов, составляет 67,16 .
Мы можем использовать это оценочное уравнение регрессии для расчета ожидаемого экзаменационного балла для учащегося на основе количества часов, которые он изучает.
Например, ожидается, что студент, который занимается три часа, получит на экзамене 82,91 балла:
экзаменационный балл = 67,16 + 5,2503*(3) = 82,91
Регрессионный анализ в Excel
Показывает влияние одних значений (самостоятельных, независимых) на зависимую переменную. К примеру, как зависит количество экономически активного населения от числа предприятий, величины заработной платы и др. параметров. Или: как влияют иностранные инвестиции, цены на энергоресурсы и др. на уровень ВВП.
Результат анализа позволяет выделять приоритеты. И основываясь на главных факторах, прогнозировать, планировать развитие приоритетных направлений, принимать управленческие решения.
Регрессия бывает:
- линейной (у = а + bx);
- параболической (y = a + bx + cx2);
- экспоненциальной (y = a * exp(bx));
- степенной (y = a*x^b);
- гиперболической (y = b/x + a);
- логарифмической (y = b * 1n(x) + a);
- показательной (y = a * b^x).
Рассмотрим на примере построение регрессионной модели в Excel и интерпретацию результатов. Возьмем линейный тип регрессии.
Задача. На 6 предприятиях была проанализирована среднемесячная заработная плата и количество уволившихся сотрудников. Необходимо определить зависимость числа уволившихся сотрудников от средней зарплаты.
Модель линейной регрессии имеет следующий вид:
У = а0 + а1х1 +…+акхк.
Где а – коэффициенты регрессии, х – влияющие переменные, к – число факторов.
В нашем примере в качестве У выступает показатель уволившихся работников. Влияющий фактор – заработная плата (х).
В Excel существуют встроенные функции, с помощью которых можно рассчитать параметры модели линейной регрессии. Но быстрее это сделает надстройка «Пакет анализа».
Активируем мощный аналитический инструмент:
- Нажимаем кнопку «Офис» и переходим на вкладку «Параметры Excel». «Надстройки».
- Внизу, под выпадающим списком, в поле «Управление» будет надпись «Надстройки Excel» (если ее нет, нажмите на флажок справа и выберите). И кнопка «Перейти». Жмем.
- Открывается список доступных надстроек. Выбираем «Пакет анализа» и нажимаем ОК.
После активации надстройка будет доступна на вкладке «Данные».
Теперь займемся непосредственно регрессионным анализом.
- Открываем меню инструмента «Анализ данных». Выбираем «Регрессия».
- Откроется меню для выбора входных значений и параметров вывода (где отобразить результат). В полях для исходных данных указываем диапазон описываемого параметра (У) и влияющего на него фактора (Х). Остальное можно и не заполнять.
- После нажатия ОК, программа отобразит расчеты на новом листе (можно выбрать интервал для отображения на текущем листе или назначить вывод в новую книгу).
В первую очередь обращаем внимание на R-квадрат и коэффициенты. R-квадрат – коэффициент детерминации
В нашем примере – 0,755, или 75,5%. Это означает, что расчетные параметры модели на 75,5% объясняют зависимость между изучаемыми параметрами. Чем выше коэффициент детерминации, тем качественнее модель. Хорошо – выше 0,8. Плохо – меньше 0,5 (такой анализ вряд ли можно считать резонным). В нашем примере – «неплохо»
R-квадрат – коэффициент детерминации. В нашем примере – 0,755, или 75,5%. Это означает, что расчетные параметры модели на 75,5% объясняют зависимость между изучаемыми параметрами. Чем выше коэффициент детерминации, тем качественнее модель. Хорошо – выше 0,8. Плохо – меньше 0,5 (такой анализ вряд ли можно считать резонным). В нашем примере – «неплохо».
Коэффициент 64,1428 показывает, каким будет Y, если все переменные в рассматриваемой модели будут равны 0. То есть на значение анализируемого параметра влияют и другие факторы, не описанные в модели.
Коэффициент -0,16285 показывает весомость переменной Х на Y. То есть среднемесячная заработная плата в пределах данной модели влияет на количество уволившихся с весом -0,16285 (это небольшая степень влияния). Знак «-» указывает на отрицательное влияние: чем больше зарплата, тем меньше уволившихся. Что справедливо.
7.5. Критерий Фишера
Критерий
Фишера (F)
основан на том же принципе, что и критерий
Стьюдента, т. е. предполагает вычисление
средних значений и дисперсий в сравниваемых
выборках. Чаще всего используется при
сравнении между собой неравноценных
по объему (разных по численности) выборок.
Критерий Фишера является несколько
более жестким, чем критерий Стьюдента,
а потому более предпочтителен в тех
случаях, когда возникают сомнения в
достоверности различий (например, если
по критерию Стьюдента различия достоверны
при нулевом и недостоверны при первом
уровне значимости).
Формула
Фишера выглядит следующим образом:
(7.4)
где
В рассматриваемой нами
задаче d2
= 5,29; σz2
= 29,94.
Подставляем значения
в формулу:
В табл. ХI
Приложений находим, что для уровня
значимости β1
= 0,95 и ν = nx
+ ny
– 2 = 28 критическое значение составляет
4,20.
Вывод
F
= 1,32 < Fкр.
= 4,20. Различия между выборками статистически
недостоверны.
Примечание
При использовании
критерия Фишера должны соблюдаться те
же условия, что и для критерия Стьюдента
(см. подраздел 7.4). Тем не менее допускается
различие в численности выборок более
чем в два раза.
Таким образом, при
решении одной и той же задачи четырьмя
различными методами с использованием
двух непараметрических и двух
параметрических критериев мы пришли к
однозначному выводу о том, что различия
между группой девушек и группой юношей
по уровню реактивной тревожности
недостоверны (т. е. находятся в пределах
случайных вариаций). Однако могут
встретиться и такие случаи, когда сделать
однозначный вывод не представляется
возможным: одни критерии дают достоверные,
другие – недостоверные различия. В этих
случаях приоритет отдается параметрическим
критериям (при условии достаточности
объема выборок и нормального распределения
исследуемых величин).
7. 6. Критерий j*-угловое преобразование Фишера
Критерий
j*Фишера
предназначен для сопоставления двух
выборок по частоте встречаемости
интересующего исследователя эффекта.
Он оценивает достоверность различий
между процентными долями двух выборок,
в которых зарегистрирован интересующий
нас эффект. Допускается также сравнение
процентных соотношений и в пределах
одной выборки.
Суть
углового преобразования Фишера состоит
в переводе процентных долей в величины
центрального угла, который измеряется
в радианах. Большей процентной доле
будет соответствовать больший угол j,
а меньшей доле – меньший угол, но
отношения здесь нелинейные:
(7.7)
где
Р
– процентная доля, выраженная в долях
единицы.
При
увеличении расхождения между углами
j1
и
j2
и увеличении численности выборок
значение критерия возрастает.
Критерий
Фишера вычисляется по следующей формуле:
(7.8)
где
j1
– угол, соответствующий большей
процентной доле; j2
– угол, соответствующий меньшей
процентной доле; n1
и n2
– соответственно, объем первой и второй
выборок.
Вычисленное
по формуле значение сравнивается со
стандартным (j*ст
=
1,64 для b1
= 0,95 и j*ст
=2,31
для b2
= 0,99. Различия между двумя выборками
считаются статистически достоверными,
если j*>
j*ст
для данного уровня значимости.
Пример
Нас
интересует, различаются ли между собой
две группы студентов по успешности
выполнения достаточно сложной задачи.
В первой группе из 20 человек с ней
справилось 12 студентов, во второй – 10
человек из 25.
Решение
1.
Вводим обозначения: n1
= 20, n2
= 25.
2.
Вычисляем процентные доли Р1
и Р2:
Р1
= 12 / 20 = 0,6 (60%), Р2
= 10 / 25 = 0,4 (40%).
3.
В табл. XII
Приложений находим соответствующие
процентным долям значения φ: j1
= 1,772, j2
= 1,369.
Отсюда:
Вывод
Различия
между группами не являются статистически
достоверными, поскольку j*
< j*стдля
1-го и тем более для 2-го уровня значимости.