Как построить диаграмму Исикавы в XMind
К недостаткам диаграммы Исикавы относят её громоздкость. Иногда «косточек» так много, что они просто не умещаются на доске. Но проблему легко решить, если создавать схему на компьютере.
Проще всего это сделать в XMind — популярной и простой программе для составления ментальных карт (майндмэппинга). Её плюс в том, что она подходит для всех платформ: Windows, macOS, Linux, Android, iOS. Бесплатная версия содержит множество шаблонов, среди которых есть и диаграмма Исикавы. Причём здесь её можно строить как слева направо, так и наоборот. Более полный пакет стоит 40 долларов за полгода или 60 — за год.
При создании нового документа вы автоматически попадаете в галерею шаблонов. Всё, что нужно сделать, — это клацнуть по «рыбьей кости», а затем выбрать понравившийся стиль из нескольких вариантов. Дизайн можно поменять на любом этапе одним кликом мышки, поэтому не мучьтесь слишком долго.
Первым делом на экране появится «голова», где и нужно сформулировать проблему.
Теперь один раз кликните по «голове» левой кнопкой мыши и нажмите Enter или Tab. У «рыбы» отрастёт «хребет», а также появится одна «кость» первого порядка.
Продолжая удерживать мышь на «голове» и нажимая Enter, вы получите столько крупных ответвлений, сколько вам нужно. Другой способ: навести мышь на крупную «кость» и тоже нажать Enter. В результате рядом вырастет ещё одна такая же. Дальше остаётся только переименовать их. Для этого два раза кликните левой кнопкой мыши по нужной ветке и впишите название проблемы.
Чтобы получить более мелкие «косточки», наведите мышь на крупную ветвь и нажмите Tab. В целом правило следующее: ответвления того же порядка присоединяются с помощью кнопки Enter, а более мелкие или дочерние — клавишей Tab.
Заполните все ответвления. В нашем случае с булочками конечный результат будет выглядеть так:
Скачать XMind →
Правила проведения
1) определяем цель;
2) участвуют в обсуждении все участники команды;
3) рекомендуется исключить бесплодные разговоры, ценя идеи и сознательное оперирование фактами;
4) должна быть командная работа в развитии, каких – либо высказанных мыслей членам команды;
5) участники не должны ощущать страх в высказывании своих идей;
6) критика не допустима, все идеи записываются, ни одна идея сразу не отвергается;
7) предложения не ограничиваются только факторами, относящимися к деятельности говорящего;
членов команды следует поощрять для раскрытия творческого потенциала;
9) лицам руководящего состава не рекомендуется высказываться первыми;
Пример готовой диаграммы
Попробуем разобрать принцип построения диаграммы Исикавы на примере. Ключевая проблема, а следственно и название диаграммы будет следующим: «Брак готовой продукции на предприятии».
- Сначала определяем главную проблему, которая и станет названием «хребта» схемы. Итак, основа диаграммы имеет название «Брак готовой продукции».
- Определяем первичные факторы, которые являются причиной этой проблемы, они будут служить названиями блоков для «косточек» нашей схемы. К основным причинам появления брака на предприятии можно отнести: оборудование, персонал, среда, технология работ и материалы.
- Теперь от общего переходим к частному. В каждый блок следует вписать более мелкие причины проблем. Под «косточкой» с названием «Оборудование» пишем все проблемы, связанные с ним, например, устаревшие станки, поломка и т. д. В разделе «Персонал» пишем: неквалифицированные рабочие, стрессовые ситуации, недостаточная мотивация и т. д. Блок под названием «Технология» может включать в себя следующие проблемные факты: неправильный порядок работ, недостаточная сила крепления и т. д. Работаем по такому принципу с каждым разделом.
- После того, как вся диаграмма будет построена, каждый, даже самый мелкий, фактор будет перед глазами, на основе него начинается «мозговой штурм», логичным завершением которого становится решение главенствующей проблемы.
Размещайте проблемные факторы, по степени их значимости, т. е. основные ближе к хребту, постепенно удаляясь. Таким образом будет наглядно видно, над какой проблемой стоит задуматься в первую очередь, а какие моменты можно отставить на второй план.
Особенности метода
Диаграмма Исикавы, как и любое явление в человеческой жизни, имеет свои положительные и отрицательные качества. Перед тем как начать работу, нужно обязательно с ними познакомиться.
Положительные моменты
Построение диаграммы способствует развитию творческого мышления.
Нестандартный подход к решению проблемы намного интереснее и продуктивнее.
Тип схемы Исикавы позволяет расположить различные явления по степени их важности, что даёт наглядную возможность заметить, в каком направлении стоит двигаться.
Этот метод позволяет проследить внутреннюю взаимосвязь каждой проблемы и её причины.
Главным положительным моментом является наглядность, которая всегда упрощает процесс установления взаимосвязей и ускоряет поиск решений.
Для того, чтобы провести эту методику с подчинённым персоналом, совсем необязательно искать высококвалифицированных сотрудников, с этой задачей справится даже самый посредственный работник.
Отрицательные моменты
- Зачастую схема получается очень трудной, что значительно замедляет поиски решения проблем.
- Проверить диаграмму в обратном направлении, к сожалению, не представляется возможным, т. е. логика появления проблемных фактов не видна.
- Этот метод, как и любой другой, допускает наличие ошибок в составлении схемы. Никто не застрахован от включения в структуру неправильных выводов и факторов. Решение в таком случае может быть только одно: относиться внимательнее к обсуждению, смотреть на каждое предложение с критической точки зрения.
Как видим, положительных моментов гораздо больше, чем негативных, поэтому методика диаграммы Исикавы довольно-таки популярна в наше время.
Диаграмма Исикавы может использоваться не только для решения производственных проблем, в последнее время этой методикой всё активнее начинают пользоваться психологи.
Уникальные способы решения проблем помогают человеку глубже «покопаться» в себе, добраться до истоков проблем. Отлично этот метод ложиться на решение семейных проблем, в данном случае супруги будут вместе искать причины появления неприятностей и пути их решения.
Такая работа сама по себе сближает, помимо того, что помогает искоренить проблему в корне.
Последовательность построения диаграммы Исикавы
1. Проясняют и оговаривают следствие или проблему. Рисуют диаграмму и вносят основные величины влияния: исходный пункт — это горизонтальная стрелка вправо, Исходный пункт — это горизонтальная стрелка вправо, в острие которой ставят ясно сформулированную проблему. К линии под наклоном стыкуют стрелки основных причин влияния на проблему.
2. Отрабатывают более подробно по каждой основной причине возможные более подробные величины влияния и вносят под наклоном к основной стрелке. Если устанавливают, что в основе этих причин лежат другие, то боковая стрелка снова может разветвляться; таким образом получают более мелкое разветвление.
3. Проверяют полноту: действительно ли учтены все возможные причины. Посредством визуализации могут легко обнаружиться еще и другие причины.
4. Выбирают более реалистичные высказывания о причинах. Потенциальные причины оцениваются в отношении их степени влияния на проблему. Затем устанавливается перечень причин с наибольшей реальной степенью влияния.
5. Проверяют установленные самые вероятные причины на достоверность: посредством опроса специалистов в заключении анализируется, обнаружились ли действительно правильные причины проблемы.
Схема 2. Диаграмма Исикавы проблемы «дефект соединительного шланга»
Диаграмма Исикавы — графический способ исследования и определения наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами и последствиями в исследуемой ситуации или проблеме. Диаграмма Исикавы названа в честь одного из крупнейших японских теоретиков менеджмента профессора Каору Исикавы, который предложил её в 1952 году (по другим данным — в 1943 году), как дополнение к существующим методикам логического анализа и улучшения качества процессов в промышленности Японии.
Основная цель анализа причины и следствия — помочь команде решить проблему с помощью нахождения корневой причины так, чтобы можно было предпринять коррективные меры.
Анализ причины и следствия — это рисунок, составленный из линий и слов, которые представляют собой взаимоотношения между следствием м его причинами. Это средство работы также называется диаграмма Исикавы или «рыбья кость».
Теоретическая часть
Причинно-следственная
диаграмма (Cause
and
effect
diagram)
применяется, как правило, при анализе
дефектов, приводящих к наибольшим
потерям.
Она позволяет
выявить причины таких дефектов и
сосредоточиться на устранении этих
причин. При этом анализируются четыре
основных причинных фактора: человек,
машина (оборудование), материал и метод
работ.
При
анализе факторов выявляются вторичные,
а может быть и третичные причины,
приводящие к дефектам и подлежащие
устранению. Поэтому для анализа дефектов
и построения диаграммы необходимо
определить максимальное число причин,
которые могут иметь отношение к допущенным
дефектам.
Она
состоит из показателя качества,
характеризующего результат и факторных
показателей (рис.1).
Рис.1. Структура
диаграммы причин и результатов
Такую
диаграмму в виде «рыбьего скелета»
предложил японский ученый К. Исикава.
Ее называют также «ветвистой схемой
характерных факторов», а иногда диаграммой
«четыре М» — по составу четырех основных
факторов: Man,
Method,
Material,
Machine.
Диаграмма выявляет отношение между
показателями и воздействующими на них
факторами. Сначала формулируется
проблема или дефект качества. Это «голова
рыбы». Четыре основных фактора анализа
– это «большие кости скелета». Для
каждого фактора на диаграмму наносят
вероятные причины дефектов – это
«ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости
рыбьего скелета» (рис.2).
Рис.2.
Диаграмма Исикавы.
Построение
диаграмм включает следующие этапы:
Этап
1.Определяется
показатель качества, т.е. тот результат,
которого нужно достичь.
Этап
2.Выбранный
показатель качества помещается в
середине правого края чистого листа
бумаги. Слева направо проводится прямая
линия («хребет»), а показатель заключается
в прямоугольник. Далее пишутся главные
причины, которые влияют на показатель
качества. Они заключаются в прямоугольники
и соединяются с «хребтом» стрелками в
виде «больших костей хребта» (главных
причин).
Этап
3.Пишутся
(вторичные) причины, влияющие на главные
причины («большие кости»). Они располагаются
в виде «средних костей», примыкающих к
«большим». Записываются причины
третичного порядка, которые влияют на
вторичные причины. Их располагают в
виде «мелких костей», примыкающих к
«средним».
Этап
4.Причины
(факторы) ранжируются по их значимости,
используя для этого диаграмму Парето.
Выделяются особо важные причины, которые
предположительно оказывают наибольшее
влияние на показатель качества.
Этап
5.На диаграмму
наносится вся необходимая информация:
название; наименование изделия, процесса
или группы процессов; имена участников
процесса; дата и т.д.
Рис.
3. Принцип построения диаграммы Исикавы.
Рис.
4. Схема Исикавы с оценками значимости
факторов.
Из
диаграммы следуют наиболее значимые
факторы в соответствии с числом
концентрических колец на стрелках-факторах.
Ими являются: консистенция клея (4
кольца), деформация демпфера (3 кольца)
и невнимательность (небрежность)
исполнителей-сборщиков (3 кольца).
Рис.5.
Причинно-следственная диаграмма для
выявления причин
неудовлетворенности
потребителя.
В
качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены
диаграммы Исикавы для контроля качества
продукции и качества подготовки
специалистов.
Рис.
6. Факторы, влияющие на качество продукции.
Систему факторов
качественного обучения в вузе можно
представить с помощью диаграммы Исикавы
(рис.7).
Рис.7.
Факторы, в наибольшей степени влияющие
на качество подготовки специалистов
Очень часто в определённых жизненных обстоятельствах человек не может найти ответы на те или иные вопросы, возникающие в его жизни. Каждый мыслящий член общества должен уметь анализировать ситуации, находить причинно-следственные связи для того, чтобы разобраться в своём внутреннем мире. Для того, чтобы упростить эти поиски можно воспользоваться построением диаграммы Исикавы.
Шаблон схемы
Самый простой шаблон методики Ишикавы выглядит так:
Рис. 2 – Шаблон методики Ишикавы
К примеру, диаграмма Исикавы может быть использована, если предприятие терпит убытки. В этом случае необходимо выяснить причины снижения спроса на продукцию.
В шаблон справа вносится краткая формулировка проблемы: упали продажи.
Рис. 3 – Расположение формулировки проблемы на шаблоне
Затем специалисты высказывают предположения относительно того, почему возникла данная проблема. Основные причины фиксируются на боковых линиях шаблона.
Рис. 4 – Расположение причин на шаблоне
Затем каждая из высказанных причин детализируется. На шаблоне это фиксируется в виде дополнительных ветвей.
Рис. 5 – Детализация причин проблемы
Обратная мозговая атака
«Обратная мозговая атака».
Теневая мозговая атака
План действий
- Объявить участникам очередность выступлений.
- Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
- Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – «Выдвижение идей»).
- Отобрать 2-3 идеи для проработки.
- Критика отобранных идей (этап – «Критика идей»).
- Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – «Защита идей»).
- Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
- Реализация решений.
Правила проведения совещания
- Высказываться по проблеме должны все.
- Порядок выступлений – от «юнги » до «капитана «, от младшего к старшему.
- Вопросы задает только «капитан».
- Критиковать идеи и защищать их только после команды «капитана».
- Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
- Итог работы подводит «капитан»
Достоинства и недостатки
Источники информации:
- Буш Г.Я. Основы эвристики для изобретателей. — Рига: Знание, 1977.
- Гильде В., Штарке К.Д. Нужны идеи. — М.: Мир, 1973. ММК.
Метод фокальных объектов
План действий исикава
- Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
- Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
- Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
- Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
- Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
- Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Достоинства исикава
- Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
- Нешаблонность выдвигаемых идей.
- Универсальность метода.
Недостатки исикава
- Непригодность при решении сложных задач.
- МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
- Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО исикава
Совершенствуемый объектСлучайные объектыХарактерные свойства или признаки случайных объектов
- Очки: солнечные, защитные, модные.
- Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
- Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания исикава
- Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
- Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
- Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи исикава
- Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
- Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
- Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
Источники информации:
- Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
- Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Информ-система», 1995.
Как составить диаграмму Исикавы
Первый шаг
. Необходимо максимально четко определить предмет изучения или проблему, лаконично
Метод построения диаграммы Исикавы — проблема и категории
описать её и записать формулировку на рабочее поле в прямоугольнике с правой или левой стороны. От прямоугольника влево (вправо) нужно провести прямую горизонтальную линию.
Второй шаг.
Над горизонтальной линией и под ней указываются группы факторов, влияющих на результат. Обычно в список групп входят так называемые «люди», «методы», «механизмы», «материалы», «контроль» и «среда»:
-
- «люди» — группа причин, обусловленных состоянием и возможностями человека, то есть влиянием человеческого фактора. Например — уровень опыта, физические кондиции, способности, мотивация, состояние здоровья и прочие
-
- «методы» — группа причин, обусловленных тем, каким образом делается работа, также сюда включают всё, что относится к точности или производительности отдельных операций процесса или его стадий
-
- «механизмы» — группа причин, связанных с используемым оборудованием, оснасткой, которые использованы в процессе. Например, наличие и состояние рабочего и измерительного инструмента, применение каких-то дополнительных устройств
-
- «материалы» включает в себя факторы, определяющие измеримые параметры и качества материала, участвующего в процессе. Например, температура, состав, упругость, влажность, вязкость или твердость
-
- «контроль» включает в себя обстоятельства, влияющие на надежное и своевременное обнаружение ошибочных действий
- «среда» — группа, включающая все значимые условия, обусловленные внешней средой и влияющие на процесс и результат действий. Например, давление, температура воздуха, воды, степень освещенности.
Необязательно использовать в рамках одного исследования все категории сразу
, но нежелательно ограничиваться одной или двумя. Нужно исходить из соображений разумной достаточности.
Третий шаг
. Выбранные категории вписываются в прямоугольники, от них проводятся наклонные линии к уже имеющейся горизонтали.
Четвертый шаг
. Причины изучаемой проблемы или действующие факторы распределяются по установленным категориям («люди», «механизмы» и т. д.) и указываются на диаграмме в виде линий, примыкающих к линиям категорий.
Пятый шаг
. Необходимо разложить каждую из причин на составляющие. Для этого по поводу каждой причины нужно задать себе вопрос – «В связи с чем это случилось?»
Ответы нужно фиксировать в виде ветвей более низкого уровня. Детализация причин должна продолжаться до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина.
Второстепенные причины в диаграмме Исикавы
Примечание.
В некоторых источниках рекомендуется выделять факторы, позитивно влияющие на результат и негативные факторы. С этой целью линии, обозначающие их связь с категорией, проводят в разных направлениях, например, «позитив» налево либо изнутри от осевой линии, «негатив» — направо либо снаружи к оси — как на рисунке. Это непринципиально, можно делать так как удобно, выделять факторы цветом линий или не выделять их вообще.
Шестой шаг
. Из числа первопричин выделяются наиболее значимые факторы, которые влияют на изучаемую проблему.
Изображение позитивных и негативных факторов в диаграмме Исикавы
Несложный пример диаграммы Исикавы приведен на рисунке.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Министерство образования и науки Российской ФедерацииСанкт –
и оптикиФакультет пищевых биотехнологий и инженерииКафедра Прикладной биотехнологии
Диаграмма Исикавы (причинно – следственная диаграмма)
Санкт – Петербург, 2017
Выполнила студентка гр. Т4230:Копылова ТатьянаПринял преподаватель: Забодалова Л.А.
Слайд 2Диаграмма Исикавы
Диаграмма Исикавы — т. н. диаграмма «рыбьей
кости» (англ. Fishbone Diagram), или «причинно-следственная» диаграмма (англ. Cause and Effect Diagram), известная также как диаграмма «анализа корневых причин». Один из семи основных инструментов измерения, оценивания, контроля и улучшения качества производственных процессов, входящих в «семь инструментов контроля качества»: — Контрольная карта; — Диаграмма Парето; — Гистограмма; — Контрольный лист; — Диаграмма Исикавы; — Расслоение (стратификация); — Диаграмма рассеяния.
Слайд 3 Назначение методаПрименяется при
разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы
— инструмент, обеспечивающий системный подход к к определению фактических причин возникновения проблем. Цель методаИзучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения. Суть методаПричинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
Слайд 4 План
действийВ соответствии с известным принципом Парето, среди
множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;ранжирование их внутри каждого блока;анализ получившейся картины.
Слайд 10Общие правила построенияПрежде чем приступать к построению
диаграммы, все участники должны прийти к единому
мнению относительно формулировки проблемы.Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
к корректирующим действиям.Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.Достоинства методаДиаграмма Исикавы позволяет:стимулировать творческое мышление;представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.Недостатки методаНе рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е
отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.Ожидаемый результатПолучение информации, необходимой для принятия управляющих решений.
Теоретическая часть
Причинно-следственная
диаграмма (Cause
and
effect
diagram)
применяется, как правило, при анализе
дефектов, приводящих к наибольшим
потерям.
Она позволяет
выявить причины таких дефектов и
сосредоточиться на устранении этих
причин. При этом анализируются четыре
основных причинных фактора: человек,
машина (оборудование), материал и метод
работ.
При
анализе факторов выявляются вторичные,
а может быть и третичные причины,
приводящие к дефектам и подлежащие
устранению. Поэтому для анализа дефектов
и построения диаграммы необходимо
определить максимальное число причин,
которые могут иметь отношение к допущенным
дефектам.
Она
состоит из показателя качества,
характеризующего результат и факторных
показателей (рис.1).
Рис.1. Структура
диаграммы причин и результатов
Такую
диаграмму в виде «рыбьего скелета»
предложил японский ученый К. Исикава.
Ее называют также «ветвистой схемой
характерных факторов», а иногда диаграммой
«четыре М» — по составу четырех основных
факторов: Man,
Method,
Material,
Machine.
Диаграмма выявляет отношение между
показателями и воздействующими на них
факторами. Сначала формулируется
проблема или дефект качества. Это «голова
рыбы». Четыре основных фактора анализа
– это «большие кости скелета». Для
каждого фактора на диаграмму наносят
вероятные причины дефектов – это
«ребра», т.е. «средние» и «мелкие кости
рыбьего скелета» (рис.2).
Рис.2.
Диаграмма Исикавы.
Построение
диаграмм включает следующие этапы:
Этап
1.
Определяется
показатель качества, т.е. тот результат,
которого нужно достичь.
Этап
2.
Выбранный
показатель качества помещается в
середине правого края чистого листа
бумаги. Слева направо проводится прямая
линия («хребет»), а показатель заключается
в прямоугольник. Далее пишутся главные
причины, которые влияют на показатель
качества. Они заключаются в прямоугольники
и соединяются с «хребтом» стрелками в
виде «больших костей хребта» (главных
причин).
Этап
3.
Пишутся
(вторичные) причины, влияющие на главные
причины («большие кости»). Они располагаются
в виде «средних костей», примыкающих к
«большим». Записываются причины
третичного порядка, которые влияют на
вторичные причины. Их располагают в
виде «мелких костей», примыкающих к
«средним».
Этап
4.
Причины
(факторы) ранжируются по их значимости,
используя для этого диаграмму Парето.
Выделяются особо важные причины, которые
предположительно оказывают наибольшее
влияние на показатель качества.
Этап
5.
На диаграмму
наносится вся необходимая информация:
название; наименование изделия, процесса
или группы процессов; имена участников
процесса; дата и т.д.
Рис.
3. Принцип построения диаграммы Исикавы.
Рис.
4. Схема Исикавы с оценками значимости
факторов.
Из
диаграммы следуют наиболее значимые
факторы в соответствии с числом
концентрических колец на стрелках-факторах.
Ими являются: консистенция клея (4
кольца), деформация демпфера (3 кольца)
и невнимательность (небрежность)
исполнителей-сборщиков (3 кольца).
Рис.5.
Причинно-следственная диаграмма для
выявления причин
неудовлетворенности
потребителя.
В
качестве примеров на рис. 6 и 7 приведены
диаграммы Исикавы для контроля качества
продукции и качества подготовки
специалистов.
Рис.
6. Факторы, влияющие на качество продукции.
Систему факторов
качественного обучения в вузе можно
представить с помощью диаграммы Исикавы
(рис.7).
Рис.7.
Факторы, в наибольшей степени влияющие
на качество подготовки специалистов
Причинно-следственная диаграмма Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) — это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство в форме рыбной кости для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления. Причинно-следственная диаграмма Исикавы разработана в начале 1950-х годов химиком Каорой Исикавой и названа позже его именем.
Эта техника первоначально применялась в рамках менеджмента качества для анализа проблем качества и их причин. Сегодня она нашла всемирное распространение и применяется в других проблемных областях. Является одним из инструментов бережливого производства, где используется в групповой работе для поиска проблем и их причины.
При этом методе возможные причины дифференцированно разделяются по своему влиянию на 5 основных причин: человек, машина, методы, материал, окружающая среда. Каждая из этих пяти основных причин может быть в свою очередь разделена на более подробные причины, которые соответственно могут разбиваться на еще более мелкие (см. схему 1).
Схема 1. Принцип метода диаграммы Исикавы.
Правила составления «рыбьего скелета»
«Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологические возможности позволяют быстро сделать цветной и красивый шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
- горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
- вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
- головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
- косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
- косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
- хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее.
Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут чётко отражать суть явления. Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно
Для уроков в начальной школе схема должна напоминать рыбу максимально точно