База клиентов в Excel (простой вариант)
Специально для фрилансеров мы сделали бесплатную программу для ведения базы клиентов в Excel. В принципе, она универсальна и при небольшой адаптации может использоваться в торговых или сервисных компаниях с небольшим числом клиентов. Ниже будут комментарии, как с ней работать.
Скачать файл для ведения базы клиентов (.xls)
Лист «Мои услуги» – представляет список, в который можно включить до 10 услуг. Услуги из этого списка Вы сможете выбрать при добавлении информации о клиенте в базу данных.
Лист «Клиенты» – база клиентов, с которыми Вы работаете или работали. База включает следующую информацию:
- Порядковый номер клиента. Позволяет понять, насколько велико число Ваших клиентов.
- Имя клиента – можно вводить имя или ФИО, а также название компании
- Телефон
- Что заказывает – поле заполняется путем выбора услуги из выпадающего списка. Если клиент заказывает несколько услуг, можно выбрать из списка основную, а другие указать в комментариях.
- Комментарий – описание клиента в свободной форме, особенности работы с заказчиком.
- Дата первого заказа – дата получения первого заказа. Позволяет понять, насколько долго Вы уже работаете с клиентом.
- Дата последнего заказа – важный параметр, позволяет отследить последнюю продажу клиенту. Например, Вы можете отсортировать клиентов по дате последнего заказа и посмотреть, кто из клиентов давно ничего не заказывал – написать им, напомнить о себе и, возможно, получить новый заказ.
По каждому полю список клиентов можно сортировать. Например, сделать сортировку по типам заказываемых услуг, чтобы понять, кто из клиентов покупает «копирайтинг» и сделать им специальное предложение на написание текстов (если Вы решили сделать таковое).
При желании количество полей в базе клиентов в Excel можно дополнять, но на мой взгляд, слишком перегружать таблицу не стоит.
Как работать с простой базой клиентов в Excel?
- Добавляйте в базу всех новых клиентов, которые оформили реальный заказ (т.е. тех, кто просто позвонил или один раз что-то написал, но не купил – добавлять не нужно);
- Раз в полгода отслеживайте клиентов, которые давно не делали заказы. Напишите им, напомните о себе. Чаще, чем раз в полгода, писать не стоит – иначе Вы рискуете слишком надоесть клиенту. Но это верно только для фрилансеров, в каких-то сферах стоит чаще напоминать о себе
- Если Вы чувствуете спад в количестве заказов, сделайте клиентам специальное предложение. Например, сделайте скидку на копирайтинг и напишите постоянным клиентам, кто заказывает тексты, о снижении цен.
- Используйте столбец с комментариями, чтобы указать особенности каждого клиента, которые помогут Вам эффективно работать с заказчиком. Например, каким-то заказчикам нужно помочь с составлением технического задания – отметьте это в комментариях, чтобы не забыть помочь с ТЗ.
Таблица Товары
Эту таблицу создадим на листе Товары с помощью меню Вставка/ Таблицы/ Таблица , т.е. в формате EXCEL 2007 (см. файл примера ). По умолчанию новой таблице EXCEL присвоит стандартное имя Таблица1 . Измените его на имя Товары , например, через Диспетчер имен ( Формулы/ Определенные имена/ Диспетчер имен )
К таблице Товары , как к справочной таблице, предъявляется одно жесткое требование: наличие поля с неповторяющимися значениями. Это поле называется ключевым . В нашем случае, ключевым будет поле, содержащее наименования Товара. Именно по этому полю будут выбираться остальные значения из справочной таблицы для подстановки в накладную.
Для гарантированного обеспечения уникальности наименований товаров используем Проверку данных ( Данные/ Работа с данными/ Проверка данных ):
- выделим диапазон А2:А9 на листе Товары ;
- вызовем Проверку данных ;
- в поле Тип данных выберем Другой и введем формулу, проверяющую вводимое значение на уникальность:
При создании новых записей о товарах (например, в ячейке А10 ), EXCEL автоматически скопирует правило Проверки данных из ячейки А9 – в этом проявляется одно преимуществ таблиц, созданных в формате Excel 2007 , по сравнению с обычными диапазонами ячеек. Проверка данных срабатывает, если после ввода значения в ячейку нажата клавиша ENTER . Если значение скопировано из Буфера обмена или скопировано через Маркер заполнения , то Проверка данных не срабатывает, а лишь помечает ячейку маленьким зеленым треугольником в левом верхнем углу ячейке.
Через меню Данные/ Работа с данными/ Проверка данных/ Обвести неверные данные можно получить информацию о наличии данных, которые были введены с нарушением требований Проверки данных .
Для контроля уникальности также можно использовать Условное форматирование (см. статью Выделение повторяющихся значений ).
Теперь, создадим Именованный диапазон Список_Товаров, содержащий все наименования товаров
- выделите диапазон А2:А9 ;
- вызовите меню Формулы/ Определенные имена/ Присвоить имя
- в поле Имя введите Список_Товаров ;
- убедитесь, что в поле Диапазон введена формула =Товары
- нажмите ОК.
Справочник в EXCEL
history 19 апреля 2013 г.
Справочник состоит из двух таблиц: справочной таблицы, в строках которой содержатся подробные записи о некоторых объектах (сотрудниках, товарах, банковских реквизитах и пр.) и таблицы, в которую заносятся данные связанные с этими объектами. Указав в ячейке лишь ключевое слово, например, фамилию сотрудника или код товара, можно вывести в смежных ячейках дополнительную информацию из справочной таблицы. Другими словами, структура Справочник снижает количество ручного ввода и уменьшает количество опечаток.
Создадим Справочник на примере заполнения накладной.
В накладной будем выбирать наименование товара, а цена, единица измерения и НДС, будут подставляться в нужные ячейки автоматически из справочной таблицы Товары , содержащей перечень товаров с указанием, соответственно, цены, единицы измерения, НДС.
База клиентов в Excel (расширенный вариант)
Скачать шаблон базы данных (расширенный вариант) (.xls)
В расширенном варианте базы у каждого клиента можно указать дополнительные сведения:
- Канал привлечения – источник получения клиента. Список источников можно отредактировать на листе «Каналы привлечения». Допускается указывать до 20 каналов.
- Статус – активный или не активный. По умолчанию ставьте всем клиентам активный статус. Ниже я расскажу, в каких случаях его нужно менять на не активный.
В расширенной базе имеется функция отслеживания клиентов, которым нужно напомнить о своих услугах. Если у активного клиента с момента последнего заказа прошло более 6 месяцев, в столбике «Пора звонить» ячейка станет красной. В примере выше Вы можете увидеть такую ячейку у клиента №1. В этом случае рекомендую написать клиенту и напомнить о себе.
Если Вы получили новый заказ от такого клиента, укажите дату нового заказ в столбике «Дата последнего заказа». Если клиент ничего не ответит, переводите его в не активный статус. По не активным клиентам система не делает напоминаний.
Как правильно пользоваться справкой в Excel
В Office 2007 появился новый тип справочной системы. Новая система (официально известная как Справка: Excel) является частью и Office 2010 и 2013. Один из компонентов справочной системы — функция подсказки. При подведении указателя мыши к команде на ленте вы увидите ее описание (рис. 26.1).
Однако реальное содержимое справочной системы можно найти в окне Справка: Excel. Приведенная ниже информация поможет вам ознакомиться со справочной системой Excel.
Рис. 26.1. Всплывающая подсказка описывает каждую команду ленты
- У системы Справка: Excel есть одна точка входа. Для отображения справочной системы нажмите клавишу F1 или щелкните на значке с изображением вопроса, расположенном под строкой заголовка Excel.
- Содержимое справки хранится в двух местах: на вашем жестком диске и на сервере Microsoft. В правом нижнем углу окна отображается информация о статусе справки: автономная работа (показывается содержимое только с вашего компьютера) либо установлено подключение к сайту Office.com (показывается содержимое из Интернета). Вы можете изменить статус, нажав кнопку и выбрав в открывшемся меню соответствующий пункт. В некоторых случаях выбор подключения к сайту позволит получить больше свежей информации про обучение excel.
- Подключение к Office.com открывает доступ к дополнительному содержимому, которое недоступно при автономной работе. В частности, там можно найти шаблоны или учебные материалы, а также получать доступ к информации для разработчиков. На рис. 26.2 показаны варианты поиска, предоставляемые раскрывающимся списком Поиск.
Рис. 26.2. Указание, где искать помощи
Рис. 26.3. Настройка панели инструментов справки Excel